Ольга Богатая: «Создание Концепции для аутистов инициировала Наталья Комарова»

Автор текста: 
Автор фото: 
27.03.2018

В биографии Ольги Богатой был случай, когда она отказалась дарить Владимиру Путину тактильную книгу. Хотя организаторы Всероссийского конкурса социальных проектов настаивали. Но преподаватель-дефектолог СурГПУ ответила: «Зачем? Наш Президент – здоровый человек, а книга предназначена для незрячих детей». Книгу она в Москву, на конкурс, конечно, привезла. Владимиру Путину показали стенд Югорской делегации, и книгу он видел, но «дарить её не пришлось». Вот такой она «жадный» человек. Да что Путину, Ольга Федоровна отказалась подарить книгу даже родному сыну! Потому что он хорошо видит и может читать обычные книги. А тактильная книга – уникальное произведение искусства, неделями её создают учёные и студенты СурГПУ. Они проводят мастер-классы для педагогов и родителей, но безраздельно пользоваться тактильными сокровищами могут только «особенные» дети.

Региональный ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития СурГПУ, делает огромное дело – занимается организацией комплексного сопровождения педагогов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Старший научный сотрудник Центра Ольга Богатая рассказывает, почему она решила заняться дефектологией, как появился Ресурсный центр, какие проекты он ведёт, и чего еще не хватает Сургуту и родителям особенных детей.

- Ольга Федоровна, вы давно работаете в СурГПУ?

- Седьмой год. Я закончила педучилище в Тюмени, затем факультет дефектологии в Кишинёвском государственном педагогическом университете им. Иона Крянге. В наш город приехала в 1979-м. В следующем году будет 40 лет, как живу в Сургуте. Я работала дефектологом в школе для детей с нарушениями интеллекта, учителем-логопедом, координировала деятельность всех учреждений, занимающихся обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья.

- Вы с самого начала карьеры решили заниматься особенными детьми?

- В Тюменском педучилище так хорошо преподавали логопедию, что я влюбилась в эту профессию, и поэтому поступила в университет для получения профессии логопеда и олигофренопедагога. И с той поры я практически всю жизнь работаю с этой категорией детей. Это более 40 лет.

- Это сколько детей вы подняли на ноги? Сотни, если не тысячи?

- Больше 20 лет я работала учителем-логопедом, учила говорить детей с алалией («безречевых» детей), специализировалась на исправлении речи детей с ринолалией (с расщелинами губы и нёба) и добивалась хороших результатов. Далее, работая в городском департаменте образования, курировала коррекционную область: логопедические группы, коррекционные классы, как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и классы компенсирующего назначения – для детей с ослабленным здоровьем, для длительно болеющих детей. Затем руководила городской психолого-медико-педагогической комиссий. Очень сложно было работать председателем ПМПК, потому что родители не всегда готовы принять своего особенного ребенка и понять его проблему. Некоторые родители были категорически против зачисления детей в коррекционную школу, так что неоднократно приходилось рассказывать, беседовать, объяснять.

- Ольга Федоровна, на каком уровне была советская дефектология?

- Я считаю, она была лучшей. Однозначно лучшей! Во-первых, сегодняшнее инклюзивное и интегрированное образование, инновационные технологии построены на той методической базе, которую мы реализовали при бучении детей в коррекционных школах. Сейчас, знакомя педагогов с методиками обучения детей с расстройствами аутистического спектра, рассказываю, что нужно алгоритмизировать деятельность, - а мы так и делали. Что необходимо постоянное повторение, - а мы так и делали. Что речь педагога должна быть чёткой и конкретной, без непонятных оборотов, - а мы так и делали!

Сегодня у отечественной дефектологии новые вызовы. У нас хорошее родовспоможение и выхаживание, но рождаются маловесные дети: весом 500 граммов и меньше, которые родились на 22-24 неделе. А слух ребенка развивается до 26-й недели беременности, зрение – до 38-й, центральные отделы коры головного мозга – вообще до самого рождения малыша. Ребенка выхаживают, создаю, ему хорошие условия, но полностью воссоздать и заменить внутриутробное развитие невозможно. Исследования, которые проводились в Сургуте и на российском уровне, убедительно доказывают, что все маловесные, недоношенные дети имеют проблемы с речью. Помочь им выйти в норму – наша задача.

- Каково состояние дефектологии в современной России? И как на этом фоне выглядит Сургут?

- Я считаю, что в Сургуте трудятся очень прогрессивные специалисты. Наши педагоги хорошо владеют технологиями, у них замечательно отработаны методики, их отличает креативный подход. Понимаете, что-то кардинально новое ни в логопедии, ни в олигофренопедагогике открыть нельзя, но можно совершенствовать! И это необходимо делать, потому что детей с речевой патологией, с ментальными нарушениями и детей с аутизмом рождается всё больше.

- Как раз об этом мой следующий вопрос. В какой прогрессии растёт их число? Что будет с обществом?

- Я думаю, общество справится. У нас в Югре разработана Концепция комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. В рамках её реализации наш Ресурсный центр проводит много мероприятий, в том числе курсы повышения квалификации, семинары-практикумы, мастер-классы, организована работа с родителями. Замечу, что наша Концепция – единственная в России. Чем она отличается от программ других территорий? Она инициирована сверху – идея её разработки исходила от губернатора Югры Натальи Комаровой. Когда власть даёт добро, тогда всё и сдвигается, и структуры: здравоохранение, образование, социальное обеспечение, культура, физическая культура и спорт активно включаются в процесс. Это гораздо лучше, чем когда ты «снизу» бьёшься, пишешь письма и просишь.

- А вот обычная женщина с ребенком может позвонить вам и сказать: помогите!

- Я никому не отказываю. И звонят, и приходят. Но, к сожалению, часто обращаются родители, когда ребёнку уже три года и старше. Это поздно. Ведь есть такие «звоночки», которые помогут выявить особенности ребенка гораздо раньше - до года. Еще одна Концепция, которая разрабатывается в Югре и уже создана на федеральном уровне, это раннее выявление детей с нарушениями развития и оказание им коррекционной помощи. Проблема в том, что многие мамы не разбираются в особенностях развития ребёнка. Родители знают, когда ребёнок должен сидеть и ходить, а когда говорить? Помочь им могут поначалу только врачи. Нам – педагогам нужно больше проводить просветительской работы среди педиатров и родителей. Еще эта Концепция предполагает, что детей начнут принимать в детсады, согласно федеральным государственным стандартам дошкольного образования. А там написано: с двух месяцев. Но реализовать это практически нереально. Самое вероятное, что детей будут зачислять в детские сады с года или с полутора лет. Тогда родители смогут видеть не только своего малыша, но и весь детский коллектив, и сравнивать: эти дети говорят, а мой еще нет, мой ребенок бывает агрессивен или очень застенчив. Поэтому будет возможность своевременно начать коррекционную работу.

- Как возник Ресурсный центр СурГПУ?

- Региональный ресурсный центр образовательных технологий по работе с детьми, имеющими особенности развития открыли, открыли два года назад в соответствии с приказом Департамента образования и науки ХМАО-Югры. Сначала была организован Ресурсный центр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В прошлом году СурГПУ стал базой для внедрения Концепции и нашим основным направлением сейчас является оказание методической помощи и координирование работы организаций и учреждений, занимающихся детьми с расстройствами аутистического спектра.

- Сколько детей-аутистов в округе?

- 292 человека. Но других детей мы тоже не можем оставить, поэтому работаем, как с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и с детьми с расстройствами аутистического спектра.

- А сколько вообще в Сургуте детей с умственными нарушениями?

- Во-первых, две школы, в каждой около 200 человек, детсад «Космос» (раньше «Аист»), там есть специальные группы, еще детсад «Брусничка», где воспитывают детей с задержками психического развития и расстройствами аутистического спектра. Дети-аутисты есть и в других дошкольных организациях и школах, а также в реабилитационном центре «Добрый волшебник». Их не так много, но они особенные, и работать с ними нужно по-особому. Даже профессиональный дефектолог должен пройти переподготовку или повышение квалификации, чтобы эффективно работать с детьми этой категории.

- Ольга Фёдоровна, что сейчас происходит в Центре?

- Сейчас в Региональном ресурсном центре проходят курсы повышения квалификации для педагогов детских садов по работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Мы организуем обучение педагогов дошкольных образовательных организаций по первому модулю программы курса повышения квалификации. На второй блок к нам приедут специалисты из Москвы – уже для того, чтобы обучить технологиям работы с детьми. Планируется организация обучения учителей начальных классов и специалистов системы социального развития, здравоохранения. Возможно, организуем отдельный курс для родителей. Ведь мамы и папы детей с аутизмом очень много знают о проблеме, в этой теме их можно назвать продвинутыми пользователями. Они ищут информацию в интернете, общаются с врачами, участвуют в общественных мероприятиях, некоторые из них являются членами и руководителями Сургутских общественных организаций для родителей детей с расстройством аутистического спектра. Так что общая информация у них есть, им нужно дать инструменты оказания квалифицированной помощи детям.

- А кто приедет из Москвы?

- В столице по аутистическому спектру работают: «Солнечный мир», Федеральный ресурсный центр, еще у нас партнёры в Пскове: Андрей Царёв ведёт большой блок работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития и расстройством аутистического спектра.

- А что-нибудь необычное вы реализуете?

- Мы разрабатываем несколько проектов, один из них – Тактильная книга. Он был задуман в 2012 году. Тогда к нам в Сургут приехали специалисты из Санкт-Петербурга, Москвы и Тюмени и привезли с собой тактильные книги. Презентация прошла в галерее современного искусства «Стерх». Я спросила, а где же сургутские издания? Оказалось, что их пока не существует. И я разработала проект под названием «Тактильная книга – как средство обучения детей с нарушениями зрения». Галерея «Стерх» всегда очень активно работала с общественной организацией инвалидов по зрению «Тифлопуть», у них была совместная программа «Рельефы цвета». И они организовали первую городскую выставку-конкурс тактильных книг. Мы со студентами в рамках университетской дисциплины создали первую тактильную книгу и представили её на конкурс. В нём участвовали 11 книг и наша книга «Под грибом» заняла 1 место. Мы её изготовили по всем правилам и сделали подписи шрифтом Брайля, чтобы её можно было читать руками. Сейчас у нас уже имеется библиотечка из 12 книг, на выходе еще 6. С ними мы обошли все реабилитационные центры, коррекционные школы, побывали в детсаду «Космос» В каждом учреждении мы проводим мастер-классы для педагогов и родителей, а тактильный книги оставляем на некоторое время в учреждении для того, чтобы дети могли их прочитать.

- Наверное, есть много желающих получить тактильную книгу?

- Мне сын звонит из Краснодара, говорит, подари книгу. Я отвечаю: «Я Путину не подарила, а ты хочешь, чтобы тебе отдала?!»

- А почему вы не подарили её Путину?

- В 2016 году мы возили книгу в Москву на Форум «Вместе с детьми, вместе ради детей». Там Югорская делегация стала лидером в номинации «Право быть равным». И в 2017 году я отправила наш проект на Всероссийский конкурс социальных проектов. Участвовало 1187 программ, и наша «Тактильная книга» вышла в ШОРТ-лист «41 лучший проект». Меня пригласили в Москву и заранее предупредили: «Выберите книгу, которую вы подарите Путину». Я отвечаю: «Я не подарю книгу Путину». Собеседница возмутилась, спросила почему, я ответила: «А зачем ему? Он здоровый человек». Книги я, конечно, с собой привезла, но, слава Богу, дарить их не пришлось.

- Ольга Фёдоровна, чего еще не хватает Сургуту и родителям особенных детей?

- Центра ранней помощи детям. Ведь чем раньше мы выявим отклонения в развитии ребенка и начнём коррекционную работу, тем она будет результативней. Это – дело ближайших лет. Я уверена, в организации Центра ранней помощи мы получим полную поддержку Губернатора и окружных властей.

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter
Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Также в рубрике

Добавить комментарий

CAPTCHA
Поставьте галочку
Тема дня
Интервью дня
Хор Валаамского монастыря
Город:
Ханты-Мансийск

Если Вы нашли ошибку в тексте, выделите ее и нажмите комбинацию клавиш ctrl+enter.

Сообщение об ошибке будет направлено редактору портала.


Авторизация
Подписка на газеты
Типографии ИДНЮ
Опрос

Что может защитить интересы потребителей?

Что может защитить интересы потребителей?
Эффективный контроль надзорных органов
55% (22 голоса)
Рыночная конкуренция
25% (10 голосов)
Ничего
20% (8 голосов)
Всего голосов: 40

Информационно-аналитический интернет портал "ugra-news.ru".

Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл № ФС77-62536 от 27 июля 2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Учредители:
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Акционерное общество "Издательский дом "Новости Югры".

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ugra-news.ru

Редактор: Ипполитова Екатерина Евгеньевна
Контент-менеджер: Суетина Дарья Михайловна
Дизайн: Белошапка Максим Геннадьевич
Дизайн рекламы: Осадчева Татьяна Владимировна
Техническая поддержка сайта: Трунин Радмир Анатольевич

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Также вы можете добавить свой комментарий.